Не всегда нужно ждать, пока созреют все условия для революции: повстанческий центр может сам их создать (с)
Во-первых: Спасибо всем меня поздравившим!
Во-вторых: обещанная статья
Дион Кассий и его историческое наследиеДион Кассий и его историческое наследие.
Дион Кассий (около 155 – около 235 гг. н. э.) является одним из наиболее значительных представителей римской историографии III века нашей эры.
Дион Кассий родился около 155 года н. э. в Никее, там же получил образование, в 170-е годы приехал в Рим и при Коммоде был уже сенатором. В 193 году при Пертинаксе, добился должности претора, однако в связи с убийством Пертинакса, занял её лишь в 194 году, уже при Септимии Севере. Далее он никаких продвижений по службе не имел вплоть до конца правления Макрина, когда был назначен куратором Пергама и Смирны (218/219-221). В 222 был удостоен консулата {1}, потом был проконсулом Африки, легатом в Далмации и Верхней Паннонии. В 229 году повторно удостоен консулата, причём его коллегой по консульству был император Александр Север. Вскоре после этого Дион Кассий удаляется на родину в Вифинию, где и умирает около 235 года.
Основным его историческим трудом является «Римская история». Также он является автором труда о гражданской войне 193-197 годов (позднее частично переработан и включён в «Римскую историю»), сочинения о снах и знамениях. Возможно, он является автором истории деяний Траяна и биографии историка Флавия Арриана. В некоторых византийских источниках ему также приписывается авторство «Истории гетов» и «Истории персов», что является явной ошибкой {2}.
Дион Кассий упоминает {3}, что потратил 10 лет на сбор материала и ещё 12 на написание своего труда. В вопросе о хронологии работы Диона Кассия над «Римской историей» в историографии имеются три основных версии. Согласно «ранней» датировке, Дион Кассий работал над «Римской историей» в 190-210 годах. Такой датировки придерживается, например, Ф. Миллар [17]. «Средняя» датировка относит работу над «Римской историей» к 200-220 годам. Наконец «поздняя» версия датировки относит сбор материала к 200-210 годам, а завершение работы над «Римской историей» к 230 годам {4}.
Написанная им «Римская история» - один из важнейших источников по истории Римской империи. «Римская история» состоит из 80 книг, к сожалению, полностью до нас не дошедших. От начальных книг сохранились лишь отрывки, полностью уцелели книги XXXVI-LX, от книг LXI-LXXX сохранилось краткое изложение у византийского монаха XI века Иоанна Ксифилина, а так же некоторые отрывки у Иоанна Зонары (XII в).
Историю Римской империи 193-229 годов Дион Кассий излагает в книгах LXXIII-LXXX. Несмотря на то, что от этих книг уцелело только сокращённое изложение, они остаются важнейшим источником по истории Римской империи периода правления династии Северов, особенно в политическом аспекте. Особо ценно то, что Дион Кассий являлся современником, а в значительной мере и свидетелем описываемых событий, описывая их с большой долей обстоятельности.
В манере изложения Дион Кассий подражает Фукидиду и Полибию, однако это сходство во многом остаётся чисто внешним. В «Римской истории» нет продуманной философии истории, исторический процесс остаётся иррациональным, некоторые события, он, являясь представителем сенаторских кругов, описывает не беспристрастно.
Являясь представителем своего сословия Дион Кассий не только высказывает свои оценки исторических событий и личностей, но и комплекс идей и предложений правящему классу и императору. Дион Кассий не только констатирует проблемы, поразившие современный ему Рим, но и ищет пути их решения. Своеобразным манифестом является LII книга и в особенности спор Агриппы и Мецената о государственном устройстве. Политическая позиция Диона Кассия, как признано большинством учёных, выражена в речи Мецената, выступающего сторонником монархии и предлагающего меры, призванные обеспечить эффективность единоличного правления. Управление государством должно осуществляться совместно императором и «лучшими людьми», в которых нетрудно узнать сенаторов. Предполагается создать из наиболее уважаемых сенаторов императорский совет, упорядочить систему назначения на высшие должности, ограничить власть преторианских префектов. В своём поведении принцепс должен следовать традиционным добродетелям идеального монарха. Эти предложения можно расценивать, как своеобразный ответ сенатской аристократии на проявившуюся при Северах тенденцию к ослаблению роли сената. Идеалом Диона Кассия являлось единовластие с элементами демократии. В описании Марка Аврелия {5} явно прослеживается уверенность Диона Кассия в возможности существования «хорошей» монархии.
Дион Кассий не скрывает своего предубеждения относительно армии, обязанной оберегать империю от внешних угроз, но могущей угрожать внутреннему порядку, становясь источником мятежей. Ещё более он не приемлет деспотизм императоров. Описывая правление «дурных» императоров Дион Кассий следует сложившимся в античной историографии традициям и штампам, весьма выразительно и едко обличая пороки правителей. В оценке тех или иных правителей, на первом месте для Диона Кассия отношение их к сенату.
Дион Кассий несомненно был знаком с греческой и римской исторической литературой. При написании своего труда, он, вероятно, использовал не один источник, а выборочно пользовался несколькими, комбинируя их. На источники Дион Кассий ссылается крайне редко, ограничиваясь фразами вроде «так говорят» или «как утверждают некоторые». При упоминании сомнительных сведений он употребляет выражение «слышал». В части «Римской истории» повествующей о событиях современных ему, он, по всей видимости, опирается на устную традицию. Одно из немногих прямых упоминаний источников – LXXV 7, 3 – упоминание недошедшей до нас автобиографии Септимия Севера в контексте опровержения сведений об обстоятельствах гибели Клодия Альбина.
В историографии «Римская история» Диона Кассия долгое время оставалась малоизученной. В советской историографии «Римская история» Диона Кассия специально не исследовалась, упоминаясь только в общих источниковедческих работах. Так, А. Г. Бокщанин [5] характеризует Диона Кассия как «очень добросовестного и ответственного автора, серьёзно относившегося к поставленной перед собой задаче» [5 с. 104], отмечает большую ценность его труда. Также, «Римская история» Диона Кассия упоминается в «Истории греческой литературы» под редакцией С. И. Соболевского [6]. В контексте истории литературы отмечаются особенности стиля Диона Кассия - «Дион – аттикист. Он старается писать древним аттическим языком, но попадаются у него и латинизмы. Слог его прост и ясен: только в особенно патетических местах он применяет риторические украшения. Но в передаче речей много риторических фигур: антитезы, одинаковый окончания слов и т. п…. Любит он вставлять и рассуждения морального характера» [6 c. 200]. В последнее время наблюдается возрастание интереса к изучению труда Диона Кассия. Неоценимый вклад в изучение наследия Диона Кассия внёс А. В. Махлаюк, [10] первым переведший на русский книги LXIV-LXXX «Римской истории». [3] Значительный интерес представляют статьи К. В. Маркова. [7], [8], [9].
Имеется перевод «Римской истории» на английский [4]. Из зарубежных работ посвящённых изучению труда Диона Кассия можно отметить классическую работу Ф. Миллара [17], работы М. Хозе [14], [15], А. Кемезиса [16], Р. Беринг-Сташевского [13].
В целом, следует отметить большое значение труда Диона Кассия для изучения истории Римской империи периода правления династии Северов. Подробность и обстоятельность изложения, широта охваченного материала, богатый жизненный опыт автора, всё это делает «Римскую историю» одним из важнейших источников по истории древнего Рима. Однако труд Диона Кассия не лишён и недостатков: его подражание Фукидиду и Полибию остаётся чисто внешним, в «Римской истории» нет продуманной философии истории, исторический процесс остаётся иррациональным, большая роль в изложении различных событий и объяснении их причин отводится различного рода мистике и суевериям.
Примечания:
1. По С. И. Соболевскому. Традиционно первый консулат Диона Кассия датируется 205/206 годом.
2. см. Suida Lexikon, s. v. Дион Кассий (1239), ср. Iordan, Get, V, 40; IX,58.
3. см. Дион Кассий LXXIII, 23, 4-5.
4. подробнее о дискуссии вокруг датировки см. [8].
5. см. Дион Кассий LXXII, 35, 3-4.
Список источников и литературы:
1. Авторы жизнеописаний Августов. ВДИ 1958 №4, 1959 №1-4, 1960 №1.
2. Геродиан. История императорской власти после Марка. ВДИ 1972 №1-4, 1973 №1.
3. Кассий Дион Коккейан. Римская история. Книги LXIV–LXXX./ Пер. с древнегреч. под ред. А.В. Махлаюка; комментарии и статья А.В. Махлаюка. СПб.: 2011.
4. Dio Cassius Cocceianus/ Dio’s Roman History. With an English translation by Earnest Cary. L.: 1955.
5. Бокщанин А. Г. Источниковедение Древнего Рима. М.: 1981.
6. История греческой литературы/ под ред. С. И. Соболевского, М Е. Грабарь-Пассек, Ф А. Петровского.
7. Марков К. В. «Сверхъестественное» и «чудесное» как категории исторического мышления Диона Кассия /Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского 2013 № 6.
8. Марков К. В. К вопросу о хронологии работы Диона Кассия над «Римской историей»./ ВДИ 2008 №2.
9. А.В. Махлаюк, К.В. Марков. Прошлое и современность в «Римской истории» Кассия Диона/ Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского 2007 № 6.
10. А. В. Махлаюк. Историк «века железа и ржавчины». СПб.: 2011.
11. Машкин Н. А. История Древнего Рима. М.: 1956.
12. Сергеев И. П. Римская империя в III веке нашей эры. Харьков, 1999.
13. Bering-Staschewski R. Römische Zeitgeschichte bei Cassius Dio. Bochum,1981.
14. Hose M. Cassius Dio: A Senator and Historian in the Age of Anxiety // A Companion to Greek and Roman Historiography. Volume 2. Oxford, 2007.
15. Hose M. Emeuerung der Vergangenheit. Die Нistoriker im Imperium Romanum von Florus bis Cassius Dio. Stuttgart, 1994
16. Kemezis A.M. The Roman Past in the Age of the Severans: Cassius Dio, Philostratus and Herodian. PhD Diss. University of Michigan, 2006.
17. Millar F. A Study of Cassius Dio, Oxford, 1964.
Ничего нового, коротенький ликбез, в будущем - часть диплома.
Во-вторых: обещанная статья
Дион Кассий и его историческое наследиеДион Кассий и его историческое наследие.
Дион Кассий (около 155 – около 235 гг. н. э.) является одним из наиболее значительных представителей римской историографии III века нашей эры.
Дион Кассий родился около 155 года н. э. в Никее, там же получил образование, в 170-е годы приехал в Рим и при Коммоде был уже сенатором. В 193 году при Пертинаксе, добился должности претора, однако в связи с убийством Пертинакса, занял её лишь в 194 году, уже при Септимии Севере. Далее он никаких продвижений по службе не имел вплоть до конца правления Макрина, когда был назначен куратором Пергама и Смирны (218/219-221). В 222 был удостоен консулата {1}, потом был проконсулом Африки, легатом в Далмации и Верхней Паннонии. В 229 году повторно удостоен консулата, причём его коллегой по консульству был император Александр Север. Вскоре после этого Дион Кассий удаляется на родину в Вифинию, где и умирает около 235 года.
Основным его историческим трудом является «Римская история». Также он является автором труда о гражданской войне 193-197 годов (позднее частично переработан и включён в «Римскую историю»), сочинения о снах и знамениях. Возможно, он является автором истории деяний Траяна и биографии историка Флавия Арриана. В некоторых византийских источниках ему также приписывается авторство «Истории гетов» и «Истории персов», что является явной ошибкой {2}.
Дион Кассий упоминает {3}, что потратил 10 лет на сбор материала и ещё 12 на написание своего труда. В вопросе о хронологии работы Диона Кассия над «Римской историей» в историографии имеются три основных версии. Согласно «ранней» датировке, Дион Кассий работал над «Римской историей» в 190-210 годах. Такой датировки придерживается, например, Ф. Миллар [17]. «Средняя» датировка относит работу над «Римской историей» к 200-220 годам. Наконец «поздняя» версия датировки относит сбор материала к 200-210 годам, а завершение работы над «Римской историей» к 230 годам {4}.
Написанная им «Римская история» - один из важнейших источников по истории Римской империи. «Римская история» состоит из 80 книг, к сожалению, полностью до нас не дошедших. От начальных книг сохранились лишь отрывки, полностью уцелели книги XXXVI-LX, от книг LXI-LXXX сохранилось краткое изложение у византийского монаха XI века Иоанна Ксифилина, а так же некоторые отрывки у Иоанна Зонары (XII в).
Историю Римской империи 193-229 годов Дион Кассий излагает в книгах LXXIII-LXXX. Несмотря на то, что от этих книг уцелело только сокращённое изложение, они остаются важнейшим источником по истории Римской империи периода правления династии Северов, особенно в политическом аспекте. Особо ценно то, что Дион Кассий являлся современником, а в значительной мере и свидетелем описываемых событий, описывая их с большой долей обстоятельности.
В манере изложения Дион Кассий подражает Фукидиду и Полибию, однако это сходство во многом остаётся чисто внешним. В «Римской истории» нет продуманной философии истории, исторический процесс остаётся иррациональным, некоторые события, он, являясь представителем сенаторских кругов, описывает не беспристрастно.
Являясь представителем своего сословия Дион Кассий не только высказывает свои оценки исторических событий и личностей, но и комплекс идей и предложений правящему классу и императору. Дион Кассий не только констатирует проблемы, поразившие современный ему Рим, но и ищет пути их решения. Своеобразным манифестом является LII книга и в особенности спор Агриппы и Мецената о государственном устройстве. Политическая позиция Диона Кассия, как признано большинством учёных, выражена в речи Мецената, выступающего сторонником монархии и предлагающего меры, призванные обеспечить эффективность единоличного правления. Управление государством должно осуществляться совместно императором и «лучшими людьми», в которых нетрудно узнать сенаторов. Предполагается создать из наиболее уважаемых сенаторов императорский совет, упорядочить систему назначения на высшие должности, ограничить власть преторианских префектов. В своём поведении принцепс должен следовать традиционным добродетелям идеального монарха. Эти предложения можно расценивать, как своеобразный ответ сенатской аристократии на проявившуюся при Северах тенденцию к ослаблению роли сената. Идеалом Диона Кассия являлось единовластие с элементами демократии. В описании Марка Аврелия {5} явно прослеживается уверенность Диона Кассия в возможности существования «хорошей» монархии.
Дион Кассий не скрывает своего предубеждения относительно армии, обязанной оберегать империю от внешних угроз, но могущей угрожать внутреннему порядку, становясь источником мятежей. Ещё более он не приемлет деспотизм императоров. Описывая правление «дурных» императоров Дион Кассий следует сложившимся в античной историографии традициям и штампам, весьма выразительно и едко обличая пороки правителей. В оценке тех или иных правителей, на первом месте для Диона Кассия отношение их к сенату.
Дион Кассий несомненно был знаком с греческой и римской исторической литературой. При написании своего труда, он, вероятно, использовал не один источник, а выборочно пользовался несколькими, комбинируя их. На источники Дион Кассий ссылается крайне редко, ограничиваясь фразами вроде «так говорят» или «как утверждают некоторые». При упоминании сомнительных сведений он употребляет выражение «слышал». В части «Римской истории» повествующей о событиях современных ему, он, по всей видимости, опирается на устную традицию. Одно из немногих прямых упоминаний источников – LXXV 7, 3 – упоминание недошедшей до нас автобиографии Септимия Севера в контексте опровержения сведений об обстоятельствах гибели Клодия Альбина.
В историографии «Римская история» Диона Кассия долгое время оставалась малоизученной. В советской историографии «Римская история» Диона Кассия специально не исследовалась, упоминаясь только в общих источниковедческих работах. Так, А. Г. Бокщанин [5] характеризует Диона Кассия как «очень добросовестного и ответственного автора, серьёзно относившегося к поставленной перед собой задаче» [5 с. 104], отмечает большую ценность его труда. Также, «Римская история» Диона Кассия упоминается в «Истории греческой литературы» под редакцией С. И. Соболевского [6]. В контексте истории литературы отмечаются особенности стиля Диона Кассия - «Дион – аттикист. Он старается писать древним аттическим языком, но попадаются у него и латинизмы. Слог его прост и ясен: только в особенно патетических местах он применяет риторические украшения. Но в передаче речей много риторических фигур: антитезы, одинаковый окончания слов и т. п…. Любит он вставлять и рассуждения морального характера» [6 c. 200]. В последнее время наблюдается возрастание интереса к изучению труда Диона Кассия. Неоценимый вклад в изучение наследия Диона Кассия внёс А. В. Махлаюк, [10] первым переведший на русский книги LXIV-LXXX «Римской истории». [3] Значительный интерес представляют статьи К. В. Маркова. [7], [8], [9].
Имеется перевод «Римской истории» на английский [4]. Из зарубежных работ посвящённых изучению труда Диона Кассия можно отметить классическую работу Ф. Миллара [17], работы М. Хозе [14], [15], А. Кемезиса [16], Р. Беринг-Сташевского [13].
В целом, следует отметить большое значение труда Диона Кассия для изучения истории Римской империи периода правления династии Северов. Подробность и обстоятельность изложения, широта охваченного материала, богатый жизненный опыт автора, всё это делает «Римскую историю» одним из важнейших источников по истории древнего Рима. Однако труд Диона Кассия не лишён и недостатков: его подражание Фукидиду и Полибию остаётся чисто внешним, в «Римской истории» нет продуманной философии истории, исторический процесс остаётся иррациональным, большая роль в изложении различных событий и объяснении их причин отводится различного рода мистике и суевериям.
Примечания:
1. По С. И. Соболевскому. Традиционно первый консулат Диона Кассия датируется 205/206 годом.
2. см. Suida Lexikon, s. v. Дион Кассий (1239), ср. Iordan, Get, V, 40; IX,58.
3. см. Дион Кассий LXXIII, 23, 4-5.
4. подробнее о дискуссии вокруг датировки см. [8].
5. см. Дион Кассий LXXII, 35, 3-4.
Список источников и литературы:
1. Авторы жизнеописаний Августов. ВДИ 1958 №4, 1959 №1-4, 1960 №1.
2. Геродиан. История императорской власти после Марка. ВДИ 1972 №1-4, 1973 №1.
3. Кассий Дион Коккейан. Римская история. Книги LXIV–LXXX./ Пер. с древнегреч. под ред. А.В. Махлаюка; комментарии и статья А.В. Махлаюка. СПб.: 2011.
4. Dio Cassius Cocceianus/ Dio’s Roman History. With an English translation by Earnest Cary. L.: 1955.
5. Бокщанин А. Г. Источниковедение Древнего Рима. М.: 1981.
6. История греческой литературы/ под ред. С. И. Соболевского, М Е. Грабарь-Пассек, Ф А. Петровского.
7. Марков К. В. «Сверхъестественное» и «чудесное» как категории исторического мышления Диона Кассия /Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского 2013 № 6.
8. Марков К. В. К вопросу о хронологии работы Диона Кассия над «Римской историей»./ ВДИ 2008 №2.
9. А.В. Махлаюк, К.В. Марков. Прошлое и современность в «Римской истории» Кассия Диона/ Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского 2007 № 6.
10. А. В. Махлаюк. Историк «века железа и ржавчины». СПб.: 2011.
11. Машкин Н. А. История Древнего Рима. М.: 1956.
12. Сергеев И. П. Римская империя в III веке нашей эры. Харьков, 1999.
13. Bering-Staschewski R. Römische Zeitgeschichte bei Cassius Dio. Bochum,1981.
14. Hose M. Cassius Dio: A Senator and Historian in the Age of Anxiety // A Companion to Greek and Roman Historiography. Volume 2. Oxford, 2007.
15. Hose M. Emeuerung der Vergangenheit. Die Нistoriker im Imperium Romanum von Florus bis Cassius Dio. Stuttgart, 1994
16. Kemezis A.M. The Roman Past in the Age of the Severans: Cassius Dio, Philostratus and Herodian. PhD Diss. University of Michigan, 2006.
17. Millar F. A Study of Cassius Dio, Oxford, 1964.
Ничего нового, коротенький ликбез, в будущем - часть диплома.
@темы: история, о себе, сколькототомник
С наступающим Новым Годом - и удачи с дипломом.